Анализ произведения Ахмади Дониша "Исторический трактат"

   

 В историческом трактате Ахмад Дониш рассказывает о печальной судьбе многострадального бухарского народа, чья судьба во многом пострадала от рук правителей государства.

   Свое произведение автор начинает с предыстории,  в которой описывается  период правления эмира Данияла, при котором произошел как духовный упадок, упадок в сфере образования, так и экономический: «…в столице эмирата Бухаре во время правления эмира Данияла  в государственных делах произошли печальные события. Во многих медресе перестали учиться, а в мечетях перестали молиться Аллаху, кельи в медресе превратились в сенники для ослов водоносов и закрома бакалейщиков». Автор объясняет подобную деградацию в государстве тем, что власть заняли узбеки, которые постоянно жили пьянством и развратом.  Также автор говорит о том, что большинство постов в эмирате занимали его сыновья, которые «открыто» предавались разврату, А их отец отошел от государственных дел, передав им власть. 

    Когда я начала читать трактат Дониша, мне было печально осознавать всю трагичность, которую описывал автор. А ведь действительно, я понимала, что эти пережитки прошлого нашего народа являются истинной и я надеялась на то, что прочитав далее, я узнаю о более благоприятной судьбе бухарского народа. 

      Данная публицистика не имеет разделения по главам, поэтому было слегка трудно разобраться во временных промежутках, но, тем не менее, прочитав дальнейшие события, можно узнать, что автор описывает правление следующих эмиров Бухары. После смерти Данияла, престол унаследовал его единственный, если можно так сказать, добросовестный сын, во время правления которого, я сделала вывод, что народу удалось, хоть немного, подняться вверх. После смерти эмира, автор немногословно рассказывает о дальнейших правлениях трех эмиров – Шахмурада (эмир Масум), Хайдара и Насрулло. В своей публицистике, Ахмад предвидит, каким будет следующее правление по расположению планет, и по зодиакальной дате — «…с согласия эмиров и знати, на бухарский трон вступил второй сын Хайдара Умар, под знаком первого градуса созвездия Тельца, четвертого градуса Сатурна, когда Венера находилась в десятом градусе под лучами Солнца, готовая зажечься, а Марс был в одиннадцатом градусе. Такое сочетание светил также не предвещает долговечного царствования. И Умар вскоре был лишен власти, изгнан из Бухары и умер в изгнании». Подобное предвидение говорит о том, что автор имел не только хорошие знания в сфере истории и публицистики, но и мог давать наиболее верные прогнозы. 

     Читая данное публицистическое произведение, я увидела в нем не только критику эмиров и его окружения со стороны автора, а прежде всего самокритику бухарского народа, в котором жил Ахмад Дониш, кроме того, можно увидеть все его печали и переживания со сложившимся положением дел на его многострадальную родину. Автор явно отделяет жителей своей родины от низких эмиров мангитской династии.

   Основой произведения служит период правления эмира Музаффара. Автор с большой печалью описывает необразованность эмира и его приближенных. Эмир в период своего правления  жил различными праздниками, плясками и плотскими утехами молодых девственных  женщин. Эмир Музаффар укрепившись на престоле, еще хуже опустил уровень жизни населения, это было из-за его недостатка знаний «за небольшую кражу, он карал смертной казнью, а убийцу даже не наказывал. Он бросал людей в тюрьмы за малейшее преступление, причем самый малый срок заключения был три года, и самый большой — семь лет. А когда же тюрьмы переполнились, он приказывал казнить заключенных целыми толпами. Он казнил с конфискацией имущества большую часть военачальников, служивших его отцу, а подлецов с рабской душой поставил над народом»

   Если условно разделить произведение на две части, то можно разделить их на период правления Данияла и его потомков, и тот период где автор сам становится участником событий –период правления Эмира Музаффара.   В период его правления произошло одно из важнейших событий в истории таджикского народа – присоединение Средней Азии к России. 

«Главным везиром в ту пору был Мухаммад-шах кушбеги. Это был человек глупый и безграмотный. К тому же, он постоянно болел и никогда не мог высказать эмиру хоть малейшую частицу правды. И никто другой также не дерзал слова сказать эмиру в интересах государства. И, естественно, общество и дела государства пришли в полное расстройство, войско и народ покинул покой. А ведь процветание страны зависит от ума и твердости характера везира. Если в каком-либо государстве везир неразумен, то приходится только жалеть о таком государстве». В самом деле, читая произведение, понимаешь, насколько были глупы и безответственны люди, стоявшие над народом. Мне очень понравилось вышесказанные автором слова, и я была полностью с ним согласна, так как, действительно, читая трактат, переживая все несчастья народа, понимаешь, что вина во всем глупость. Глупость, она была не только у правителей, как я считаю, она была и у народа, к сожалению. Например, несмотря на все проблемы, которые обрушил эмир на свой народ, они радовались всем празднованиям, танцам и музыке, которые устраивал эмир. Эмир устроил разврат в народе, и лишь немногие это видели, другие же благодарили Бога за то, что эмир им подобное даровал. 

     Таким образом, автор показал всю глупость правителей и народа, что можно также заметить и в том как, например, толпы не обученных людей шли воевать с русской армией, не имея достаточно необходимого оружия, думая о том, что умерев во время войны, они попадут сразу в рай. Естественно такое войско потерпит поражение.  Так и случилось, русское войско, которое проигрывало по числу солдат, разгромило войско Музаффара.

Автор опирается на свои наблюдения, он ездил в Россию по политическим вопросам, и по глупости визиря вернулся ни с чем. Ахмад с большим сочувствием к своей отчизне вызывает в сердце читателя любовь. Он считает, что когда Бог посылает правителя такого как Музаффар, это означает, что народ разгневал Бога и он должен расплачивается за свои грехи, потому что они наказаны таким правителем. Безусловно, нельзя недооценивать и подобное рассуждение. И всё таки, подобные правители в истории были практически всегда, и почти всегда народ голодал, и подобно при правлении эмира Музаффара значительная часть денег народа уходила безвозмездно в казну государства, остаётся задаться вопросом, чем мог согрешить несчастный народ, чтобы потерпеть столько страданий? 

     Ближе к концу произведения, автор пишет о том, что на всю Бухару обрушилась холера и унесла множество жизней, от этой участи не ушел и эмир, в течение 15 дней он тяжело умирал и расплатился за все годы своего правления. После его смерти престол занял его сын Абдулахад, при котором народ страдал хуже, чем при его отце. 

     Произведение Ахмад Дониш заканчивает рассуждениями о том, что правители бухарского народа подобны заблудшим скотам. Автор не ограничивает себя в словах, он применяет в своем трактате речь понятную всем и каждому, опирается на шариат. В какой-то степени, данное публицистическое произведение несет поучительный характер, автор показывает ошибки правителей, и, осуждая их, говорит о том, какими они должны быть.  Он показывает всю боль, несчастье и потери, которые обрушились на многострадальную родину автора, показывает, что делает с людьми «слабоумие», необразованность и не понимание простых вещей. 

Своими последними словами «… Когда потомки прочитают написанное мною, то пусть благодарят меня те из них, которые будут способны увидеть истину объективно»  Ахмад Дониш направляет будущее поколение людей на то, чтобы люди зная свою историю, понимая  ошибки прошлого, были объективны в своих выводах и пониманиях и не повторяли их.

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Нилуфар Усманова
Нилуфар Усманова
Была на сайте 27 января в 14:32
21 год (19.07.1996)
Читателей: 5 Опыт: 0 Карма: 1
Я в клубах
Любители книг Пользователь клуба
все 5 Мои друзья